Творчесская группа GROUP-4D group4d@yandex.ru

Времена года

Разные и совершенно непохожие по стилистическим пристрастиям — Надежда Северина, Виктория Осмеркина, Ольга Тихонова и Чулпан Цветкова, — но такие близкие в главном — в создании целостного и гармоничного и, если это применимо к живописи, убедительного образа окружающего мира. Так можно охарактеризовать творческую группу московских живописцев «4 D», которые представляют свой новый проект «Времена года» в залах МСХ на Старосадском, 5. При этом за каждым автором в экспозиции закреплено определенное время года — Ч. Цветкова показывает осенние виды, Н. Северина — зимние, О. Тихонова — летние, а работы В. Осмеркиной напоминают всем нам, что весна уже на пороге.

Их совместная выставочная история ведет свой отсчет с проектов 2015 года: «4 D» в залах МОСХа на Беговой, 7/9, «В моем саду» в залах МСХ на Кузнецком мосту, д. 20, «Живописная мозаика» в Тульском областном художественном музее и в Калужском областном художественном музее, совместные выставки в Музее современного искусства им. Н. Латфуллина в г. Уфе (Башкирия) и в Taigartgallery в г. Томске. Соотнесенность их позиций, сближение творческих орбит свидетельствуют о том, что эти мастера существуют в одном измерении. У них, таких непохожих, бывают любопытные тематические пересечения, как на выставке «В моем саду», но это скорее схожая реакция на запросы нашего времени – прообраз утраченного райского сада, который можно вернуть, если обратиться к своему внутреннему духовному миру.

Творческие судьбы этих четырех живописцев дают яркий пример хитросплетений современного искусства - они окончили в свое время разные художественные заведения: Московский текстильный институт им. А.Н. Косыгина ( Н. Северина), Московский технологический институт (Ч. Цветкова), худграф МГПИ и Санкт-Петербургский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина (О. Тихонова), Художественное училище № 75 (В. Осмеркина). И эта явная разноплановость их профессионального образования самым неожиданным образом получила новые импульсы в совместных выставочных проектах. Реалии современного художественного пространства подсказывают художникам новые решения: активизацию идей станковизма, возвращение языку живописи его изначального значения, эволюция индивидуальной художественной манеры через создание устойчивой группы как модели творческого содружества. В таком формате, с одной стороны, возникают определенные рамки, с другой, появляются новые возможности интерпретации окружающего мира. В основе их содружества лежит подвижнический труд художника, преданность и любовь к профессии. Кроме того, каждая из них занимается и просветительской деятельностью, не случайной, а мотивированной внутренней необходимостью, наряду с живописью (О. Тихонова организует детские конкурсы, выставки, пленэры и бесплатные мастер-классы, осуществляет историко-художественные проекты совместно с РАХ; В. Осмеркина работает в сфере образования; Н. Северина занимается поддержкой начинающих художников, организацией выставок и концертов, проведением мастер-классов и открытых лекций; Ч. Цветкова много сил отдает педагогической практике).

Каждый творческий проект, и «4 D» не исключение,— сопряжение новизны и преемственности. Н. Северина, О. Тихонова, Ч. Цветкова и В. Осмеркина стараются каждый по-своему обозначить и утвердить позиции станковизма в современной живописи. Истоки их искусства восходят к традициям художественных объединений начала ХХ века: «Голубой розы», «Бубнового валета» и др. Формальные признаки верности традициям совсем не в подражательности, а в использовании общего духовного пространства, которое не знает временных границ. Такое впечатление, что они по отдельности и все вместе слышат живописную мелодию прошлого и видят в картинах предшественников то, что скрыто от глаз обычных людей. Может быть, сегодняшнему искусству как раз не хватает подобной ясности в вопросах восприятия традиций? В названии группы «4 D» зашифрована и важность взаимодействия не только друг с другом, но и со зрителем, который включается в проект как активный участник, что позволяет завязаться диалогу.

В работах участников группы «4 D» смысловые и поэтические пересечения возникают часто на визуальном уровне. Так, в работах О. Тихоновой и Н. Севериной ощущается способность воплотить колористическим методом не только красоту природы, но и красоту самой живописи. Мимолетные воспоминания, перенесенные на холст, способствуют созданию многослойности образа: «Антоновские яблоки» (2010) и «Старая яблоня» (2013) О. Тихоновой и «Мальвы» (2012) и «Контажур» (2013) Н. Севериной. Некоторая фрагментарность изображения только подталкивает нашу фантазию, но не к продолжению линий и пятен, а к реконструкции первообраза. Сходное чувство возникает и от беглого сравнения работ Ч. Цветковой и В. Осмеркиной. Их холсты энергетически и колористически насыщены, находятся в сфере сложных живописных противоречий. В работах Ч. Цветковой ощущается столкновение, часто драматическое, цветовых масс, всплесков живописной энергии: «Переславль-Залесский» (2008) и «Осень в Ростове» (2013). У В. Осмеркиной линии являются границами цветовых плоскостей, так же остро взаимодействующих друг с другом: «Цветение шиповника» (2014) и «Летний вечер» (2015). Владея даром наблюдателей, эти живописцы представляют действительность в образах неожиданных и парадоксальных.

В творчестве всех четырех участников группы можно отметить родство в попытке использования языка метафор, размывание четкой грани между видимой реальностью и личным впечатлением о ней. Но именно это порождает живой отклик в душе зрителя. В нашей неопределенной и разобщенной реальности практика создания такой творческой группы, как «4 D» порождает любопытный феномен «одиночноего плавания» в рамках совместного проекта. Причем проекта бессрочного, так как он зависит исключительно от доброй воли и желания участников. Их совпадения не в стилистической похожести, а скорее в единстве восприятия и решения современных художественных проблем на разных уровнях. Первый уровень — для тех, кто не сильно разбирается в искусстве, т. е. интуитивный, эмоциональный. Второй — для эрудитов, опирающийся на теоретическое знание всего предшествующего этапа истории искусства. Но оба этих уровня очень важны для понимания сути такого совместного проекта.

Участники группы «4 D» — в пути, и нужно ли удивляться, если этот путь в итоге приведет их к осознанию своего места в современном искусстве.

Качели
Надежда Северина
Качели
х.м. 2014
Зимнее чудо
Надежда Северина
Зимнее чудо
х.м. 2012
Осень в Новодевичьем
Чулпан Цветкова
Осень в Новодевичьем
х.м. 2015
Вид на Боровский монастырь
Чулпан Цветкова
Вид на Боровский монастырь
х.м.